Приложения
1. Основные документы, регулирующие деятельность комплаенс
Основополагающие документы комплаенс
  • Политика управления комплаенс-риском Банка от 01.04.2013 №2885;
  • Регламент реализации процедур комплаенс в процессах Банка от 23.10.2013 №3074.
Противодействие коррупции
  • Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Кодекс корпоративной этики Группы Сбербанка;
  • Политика Банка по противодействию коррупции от 11.06.2014 №3370;
  • Стандарт Банка о порядке обращения с подарками от 29.11.2016 №4403 (часть 2);
Управление конфликтом интересов
  • Политика Банка по управлению конфликтом интересов от 29.09.2015 №3369-2;
  • Стандарт Банка по раскрытию работниками информации о потенциальных конфликтах интересов от 29.11.2016 №4403 (часть 1).
Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
  • Федеральный закон от 27.07.2010 №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Порядок доступа к инсайдерской информации Банка, правила охраны ее конфиденциальности и контроля реализации Федерального закона №224-ФЗ от 25.08.2014 №2106-3.
Экономические санкции
Политика Банка в отношении специальных экономических мер, установленных международными организациями и отдельными государствами от 21.10.2014 №3548.
ПОД/ФТ
  • Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» с изменениями и дополнениями;
  • Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма №881-9-р.
2. Обучающие курсы по направлениям комплаенс
В Банке разработаны специализированные дистанционные курсы по вопросам комплаенс, которые доступны в системе Success Factors в разделе «Обучение». Вы можете ознакомиться с ними самостоятельно в удобное для Вас время из любой точки мира, где есть интернет, в том числе с мобильных устройств.
Базовый курс
Обучающий курс «Вводный курс для сотрудников Банка по управлению комплаенс-рисками».
Противодействие коррупции
  • Обучающий курс «Политика Банка в области противодействия коррупции»;
  • Обучающий курс «Правила обращения с подарками Группы Сбербанка».
Управление конфликтом интересов
Обучающий курс «Управление конфликтом интересов в Банке».
Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
  • Обучающий курс «Правила использования инсайдерской информации и осуществления работниками персональных операций на фондовом и биржевом товарном рынках»;
  • Обучающий курс «Как поймать инсайдера-нарушителя?».
Экономические санкции
Обучающий курс «Политика Банка в отношении специальных экономических мер, установленных международными организациями и отдельными государствами».
ПОД/ФТ
Обучающий курс «Вводный инструктаж по ПОД/ФТ».
3. «Горячая линия» комплаенс – возможность сообщить о нарушениях в сфере комплаенс
Вы можете сообщить на «Горячую линию»:

1. о действиях, имеющих признаки коррупции, например:
о предложении/получении взятки, обещании дать взятку;
о незаконном использовании своего должностного положения;
о предоставлении/получении неправомерной или незаслуженной выгоды;
о посредничестве в вышеуказанных действиях;
2. о ситуациях, в которых возможен конфликт интересов, связанных в том числе:
с наличием у работника какой-либо трудовой деятельности вне Банка;
с участием за счет личных средств в уставных капиталах и в органах управления третьих лиц;
с совместной работой родственников;
3. о дарении/получении неразрешенных подарков;
4. о совершении операций с использованием инсайдерской информации.
Каналы связи для сообщений:

тел.: +7 (495) 665-86-09
e-mail: ethics@sberbank.ru
Принципы работы
Анонимность
«Горячая линия комплаенс» предоставляет работникам Банка техническую возможность обратиться на неё анонимно.
Конфиденциальность.
Работник – заявитель, раскрывший сведения о себе в ходе обращения на «Горячую линию», остается неизвестным для всех, кроме лиц, уполномоченных на регистрацию и проверку его сообщения.
Беспристрастность.
Информация принимается к рассмотрению независимо от должностного положения лица, относительно которого она направлена.
Оперативность
В отношении поступившей информации обеспечивается своевременное ее рассмотрение, а в случае необходимости - реагирование на полученную информацию с целью принятия мер, направленных на устранение нежелательных явлений и причин, их вызвавших. Направление ответа по каждому сообщению не гарантируется.
4. Банк запрещает следующие виды подарков вне зависимости от их стоимости
подарки в виде денежных средств, займов, ценных бумаг и производных финансовых инструментов на них, денежных эквивалентов (включая, но не ограничиваясь, подарочными сертификатами, подарочными картами, предоплаченными банковскими картами);
подарки, взносы в политических целях, либо развлекательные мероприятия для политических партий или кандидатов на политические должности от имени Банка/участников Группы;
подарки в виде предметов искусства, антиквариата*;
подарки в виде драгоценных металлов и / или драгоценных камней, ювелирных изделий из (с включением в их состав) драгоценных металлов и / или драгоценных камней, за исключением сувенирной продукции с логотипом Банка*;
подарки, предоставляемые стороне, участвующей в незавершенном переговорном процессе, направленном на установление потенциальных деловых отношений с Банком/участником Группы;
подарки в форме взятки, коммерческого подкупа и(или) нарушающие действующее законодательство РФ / национальное законодательство стран - участников Группы;
подарки в форме скрытого вознаграждения, которые могут привести к получению каких-либо коммерческих преимуществ;
подарки, которые прямо или косвенно связаны с услугами в рамках договора о реализации туристического продукта;
подарки в виде транспортных средств и / или недвижимого имущества.
Порядок действий при получении неразрешенных подарков:

Если работнику Банка предложили подарок, который запрещен, необходимо вежливо отказаться от него, сославшись на внутренние политики Банка. В случае если подарок был передан без ведома работника Банка, такой подарок подлежит возврату дарителю за счет работника Банка.
* подарки, полученные руководством Банка в рамках протокольных мероприятий, должны быть переданы на склад Банка или выкуплены в соответствии со Стандартом о порядке обращения с подарками.
5. Правила участия в мероприятиях
Участие в образовательном мероприятии за счет третьих лиц (полностью или частично) возможно только если:
мероприятие связано с целями деятельности Банка и функциональными обязанностями работника;
мероприятие однодневное и проводится в пределах города, области (в пределах ближайших городов, областей);
работник Банка выступает в качестве докладчика на безвозмездной основе без принятия выгод в форме расходов на транспорт и проживание, связанных с участием в образовательном мероприятии.
Возможно ли участие в образовательном мероприятии, если его продолжительность более 1 дня?
Если длительность мероприятия составляет более 1 дня или работнику предоставляется трансфер, питание или проживание за счет третьих лиц, необходимо получение согласования подразделения комплаенс на участие по форме Уведомления о получении приглашения на участие в образовательном мероприятии на электронный адрес Gifts-OBI@mail.ca.sbrf.ru / Gifts-OBI@sberbank.ru. Не следует принимать приглашение до получения решения комплаенс по данному вопросу.
Получение / предоставление приглашений на участие в развлекательных мероприятиях возможно только при условии их предварительного согласования подразделением комплаенс.
Как можно получить согласование комплаенс?
В срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней до планируемой даты проведения мероприятия вам необходимо направить Уведомление о получении/предоставлении приглашения на участие в развлекательном мероприятии на электронный адрес Gifts-OBI@mail.ca.sbrf.ru / Gifts-OBI@sberbank.ru. Не следует принимать приглашение до получения решения комплаенс по данному вопросу.
Участие в деловом завтраке / обеде / ужине возможно только в случае, если его целью являются переговоры, направленные на установление и поддержание деловых отношений.
Установлен ли в Банке порядок регулирования и организации деловых завтраков / обедов / ужинов?
Порядок учета таких расходов закреплен во внутренних документах Банка по подотчетным картам.
6. Правила дарения подарков государственным служащим и должностным лицам
В соответствии с законодательством Российской Федерации* не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 (трех) тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Аналогичный лимит стоимости подарков в календарный год действует в отношении должностных лиц.
К государственным служащим и должностным лицам относятся
1. государственные служащие РФ, субъекта РФ, муниципальные служащие независимо от занимаемой должности в соответствии с законодательством РФ;

2. служащие Банка России;

3. любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства – страны участника Группы;

4. любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию (в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия);

5. работники организаций, созданных государством на основании законов;

6. любое должностное лицо или работник международных организаций (например, ООН, ОЭСР, ОПЕК, и т.д.);

7. члены исполнительных органов политических партий;

8. кандидаты на должности в государственных органах;

9. близкие родственники лиц, указанных выше.

* Гражданский Кодекс Российской Федерации, статья 575.
7. Во избежание конфликта интересов работникам Банка запрещено
использовать в личных целях конфиденциальную информацию;
осуществлять в рабочее время деятельность вне Банка;
участвовать в уставном капитале*, а также работать или занимать должности в органах управления организаций – конкурентов без согласия Комитета Банка по комплаенс, за исключением случаев, когда такая деятельность прямо поручена Банком / Участником Группы в установленном порядке;
представлять Банк / участника Группы в деловых отношениях и/или быть задействованным в совершении сделки с организациями, в деятельности которых работник или его родственник имеет существенный личный интерес, отличный от интересов Банка / участника Группы;
участвовать в проведении служебных расследований в отношении родственника работника;
участвовать в проведении контрольных процедур и аудита направлений деятельности подразделения, в которых работает родственник работника;
выполнять какую-либо роль в проекте**, в котором родственник работника является ответственным за реализацию указанного проекта.
*За исключением организаций, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг, если такое участие не превышает 2% от уставного капитала.
** В случае невозможности исключения совместной работы родственников в рамках одного проекта / бизнес процесса устанавливаются механизмы дополнительного контроля.

8. Регуляторные требования Европейского Союза
В соответствии с Регулированием Европейского Союза № 596/2014 «О противодействии недобросовестным практикам на финансовом рынке» члены Наблюдательного Совета, члены Правления, Старшие вице-президенты, а также непосредственно связанные с ними лица, обязаны уведомлять эмитента, а также уполномоченный орган ЕС (Financial Conduct Authority) о сделках с финансовыми инструментами Банка.
К непосредственно связанным лицам в соответствии с Регулированием ЕС относятся
1. супруг/супруга (партнер) или лицо с аналогичным статусом;

2. несовершеннолетние дети;

3. юридическое лицо, траст / партнерство, которое управляется (прямо или косвенно контролируется) лицом, осуществляющим управленческие функции или супругом / супругой (партнером или лицом, имеющим аналогичный статус);

4. родственники совместно проживающие на протяжении минимум года до даты совершения сделки с финансовыми инструментами Банка.
Обязательное уведомление Financial Conduct Authority о сделках с финансовыми инструментами Банка:
осуществляется не позднее 12-00 московского времени третьего рабочего дня с даты совершения такой сделки через онлайн сервис Financial Conduct Authority на официальном сайте FCA - https://www.fca.org.uk (домен Sigma);
копию уведомления необходимо направлять в Банк на адрес электронной почты EUreg@sberbank.ru не позднее 12-00 московского времени третьего рабочего дня с даты совершения такой сделки.
Если у меня остались вопросы по применению требований РФ и ЕС по инсайду и персональным сделкам, к кому я могу обратиться?
Вы можете обратиться к Директору Управления комплаенс Заломихиной Л. А. (LAZalomikhina@sberbank.ru).
9. Обязанности инсайдера по соблюдению законодательства об инсайде (224-ФЗ) и внутренних правил Банка
В Банке разработаны меры по предотвращению неправомерного использования инсайдерской информации. Для работников – инсайдеров Банка установлен порядок совершения операций с ценными бумагами, товарами и производными инструментами от ценных бумаг и товаров. Порядок распространяется на сделки, которые совершаются работником в собственных интересах и за свой счет и/или работником по счету третьих лиц на основании доверенности.

Инсайдеру запрещено:
использовать инсайдерскую информацию при совершении операций;
передавать инсайдерскую информацию третьим лицам;
осуществлять манипулирование рынком.
При совершении собственных операций инсайдер Банка обязан действовать следующим образом:
ШАГ 1
Заполнить Форму сертификации о наличии/отсутствии персональных счетов и направить ее в Управление комплаенс на адрес: PAD@mail.ca.sbrf.ru либо PAD@sberbank.ru:

• при первичном включении инсайдера в список инсайдеров Банка;
• при изменении информации относительно персональных счетов.
ШАГ 2
Перед совершением персональной операции:

Проверить:

• Применимость Стандарта к планируемой персональной операции с финансовым инструментом (операции, подлежащие и не подлежащие согласованию с Директором Управления комплаенс ЦА).
• наличие запрета на совершение операций с финансовыми инструментами, находящимися в Списке ограничений.
! В связи с конфиденциальностью информации данный Список доступен только на внутреннем портале Банка в домене Alpha.

наличие Запрещенных периодов для совершения операций с ценными бумагами Банка, установленных для инсайдеров Банка как эмитента ценных бумаг.

Согласовать Заявку с Директором Управления комплаенс ЦА и направить согласованную Заявку в Управление Комплаенс на адрес: PAD@mail.ca.sbrf.ru либо PAD@sberbank.ru.

Для Вашего удобства порядок совершения инсайдерами Банка персональных операций (сделок) приведен в краткой Памятке инсайдера по совершению персональных операций (сделок).
ШАГ 3
Предоставить отчет брокера и/или депозитария в Управление комплаенс на адрес: PAD@sberbank.ru либо PAD@mail.ca.sbrf.ru. Отчет предоставляется по форме официального отчета брокера и/или депозитария в электронном виде в срок, не позднее 10 рабочих дней с начала календарного месяца, следующего за месяцем, в течение которого проводилась операция (операции).
ШАГ 4
Специальные требования Федерального закона № 224 – ФЗ:

Инсайдер Банка обязан уведомлять Управление комплаенс о совершенных персональных операциях (сделках) с финансовыми инструментами Банка и(или) организаций, включивших Банк в список инсайдеров, в течение 10 рабочих дней с даты их совершения в следующих случаях:

при доступе к инсайдерской информации Банка как эмитента ценных бумаг: об операциях (сделках) с ценными бумагами Банка и производными финансовыми инструментами от таких ценных бумаг;
при доступе к инсайдерской информации организаций, включивших Банк в свои списки инсайдеров (далее – Список БИТЛ): об операциях (сделках) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром таких организаций из Списка БИТЛ.
! В связи с конфиденциальностью информации данный Список доступен только на внутреннем портале Банка в домене Alpha.

Уведомления о совершенных операциях (сделках) должны быть направлены по адресу: 117997, Москва, ул. Вавилова, д. 19 с пометкой «Управлению комплаенс (412)» либо на insider@mail.ca.sbrf.ru или insider@sberbank.ru.
ШАГ 5
Специальные требования регулирования ЕС о противодействии недобросовестным практикам на финансовых рынках*:

Инсайдер Банка, включенный в перечень лиц, осуществляющих управленческие функции в Банке, обязан:

направить в уполномоченный регулирующий орган Великобритании Financial Conduct Authority (далее – FCA) уведомление через специализированный сервис на официальном сайте FCA о каждой сделке, связанной с финансовыми инструментами Банка, не позднее 12-00 московского времени 3-его рабочего дня с даты совершения такой сделки;
направить в Банк копию направленного в FCA уведомления не позднее 12-00 московского времени третьего рабочего дня с даты совершения такой сделки на адрес: EUreg@sberbank.ru.

Требования распространяются на сделки, совершенные за свой счет в отношении акций, долговых инструментов, деривативов или иных финансовых инструментов, связанных с Банком.

10. Перечень персональных операций с финансовым инструментом*
⃰ п. 1.5 и 1.6 Стандарта Группы ПАО Сбербанк по осуществлению работниками персональных операций на фондовом и биржевом товарном рынках
Персональные операции (сделки) с финансовыми инструментами, подлежащие согласованию с Управлением комплаенс
• эмиссионные ценные бумаги российских эмитентов (акции, облигации, российские депозитарные расписки) и производные финансовые инструменты на них;
• ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права на российские эмиссионные ценные бумаги;
• иностранные ценные бумаги и производные финансовые инструменты на них;
• товары, допущенные к обращению на организованном рынке, и производные финансовые инструменты на них;
• контракты на разницу (CFD/Contracts for Difference/Соглашения пари) в отношении эмиссионных ценных бумаг, товаров.
Персональные операции (сделки) с финансовыми инструментами, не подлежащие согласованию с Управлением комплаенс
• операции РЕПО;
• операции займа под залог ценных бумаг;
• облигации федерального займа (ОФЗ) и производные финансовые инструменты на них;
• государственные облигации внешнего облигационного займа Российской Федерации;
• субфедеральные облигации Российской Федерации;
• муниципальные облигации;
• суверенные еврооблигации третьих стран;
• паи инвестиционных фондов (ПИФ, ETF), допущенные к обращению на организованном рынке, и производные финансовые инструменты на них;
• валюта и производные финансовые инструменты на нее;
• индексы и производные финансовые инструменты на них;
• контракты на разницу (CFD/Contracts for Difference/Соглашения пари) в отношении валюты, криптовалюты;
• криптовалюты и токены (Bitcoin, Ethereum, Litecoin, Primecoin и т.д.);
• кредитные дефолтные свопы (CDS).
11. Краткий обзор составов манипулирования
Состав № 1 Распространение заведомо ложной информации
Цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и / или товаром в результате распространения информации отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от сформировавшегося бы без распространения таких сведений (лицо должно понимать, что сведения не соответствуют действительности, желать их распространения и наступлений изложенных ниже последствий (прямой умысел)).
Состав № 2 Сделки по предварительной договоренности
Совершение операций (>1) на анонимных безадресных торгах по предварительной договоренности между участниками, их работниками или иными лицами за счет или в интересах которых действуют участники торгов (клиенты участников торгов или иные лица).
Состав № 3 Совершение операций за счет одного лица
Совершение на анонимных безадресных торгах в течение торгового дня сделок (>1), обязательства каждой из сторон по которым исполняются за счет одного лица (участника торгов, его клиента или иного лица).
Состав № 4 Cross trade
Выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате чего на анонимных безадресных торгах одновременно появляются две и более заявки (>1) противоположной направленности, в которых цена покупки выше цены либо равна цене продажи.
Состав № 5 Поддержание цен
Неоднократное (>1) в течение торгового дня совершение за счет (в интересах) одного лица сделок, в результате которых цена поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок (обязательное наличие цели - введение в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара (прямой умысел)).

Состав № 6 Формирование биржевого тренда
Выставление за счет (в интересах) одного лица заявок (>1), имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи (лучшие заявки) (сделки, изменяющие рыночную цену, должны совершаться с целью совершения в последующем противоположенных сделок (наличие прямого умысла) не только на анонимных, но и на безадресных торгах).
Состав № 7 Неисполнение сделок
Неоднократное (>1) неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах (обязательно наличие прямого умысла: отсутствие намерения исполнять совершаемые сделки). Указанные действия не признаются манипулированием, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.
Исключения

Манипулированием не являются действия, формально подпадающие под признаки составов манипулирования
№№2-6, направленные на поддержание:

• цен на эмиссионные ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг, которые осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом;
• цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;
• цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и /или товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли (маркет-мейкеры и специалисты).

12. Виды экономических санкций
Блокирующие санкции
санкции в отношении списка лиц, взаимодействие / операции / сделки с которыми запрещены (в США – Specially Designated Nationals (SDN) List, в ЕС- список лиц, чьи счета подлежат блокировке (asset freeze), в РФ – лица, поименованные в приложениях к указам Президента РФ).
Секторальные санкции
санкции в отношении списка лиц в определенных отраслях экономики, операции с которыми ограничены (в США - Sectoral Sanctions (SSI) List, в ЕС- список лиц, операции с которыми ограничены). Секторальные санкции в отношении финансового сектора вводят ограничение на предоставление финансирования на срок более установленного. В настоящее время для большинства компаний и банков, в том числе Сбербанка – на срок более 14 дней* согласно санкциям США и более 30 дней согласно санкциям ЕС. Секторальные санкции в отношении нефтегазового, энергетического и оборонного секторов экономики устанавливают ограничения на поставку определенных групп товаров и технологий.

* Данный срок применяется с 28 ноября 2017 года, ранее, до указанной даты, согласно режиму санкций США действовало ограничение на предоставление финансирования на срок более 30 дней.
Территориальные санкции
установление запретов / ограничений по осуществлению отдельных видов деятельности на определенной территории (например, в Республике Крым, г. Севастополь).
Экспортный контроль
ограничения на экспорт и реэкспорт, в том числе вооружения, подлежащих контролю товаров «двойного назначения» и ряда других товаров.
«Вторичные» санкции
предусмотренные в законодательстве США санкции, которые могут быть применены к неамериканским компаниям (например, за совершение некоторых видов существенных сделок с Ираном).
13. Санкции в отношении Банка
Установлен запрет американским лицам вступать в любые типы сделок, которые предполагают предоставление финансирования в любой форме Банку на срок 14* и более дней, в том числе:
совершение сделок, прямо или косвенно связанных с совершением операций с новыми долговыми бумагами со сроком 14 и более дней до погашения;
совершение сделок с акциями новых выпусков.
* Данный срок применяется с 28 ноября 2017 года, ранее, до указанной даты, согласно режиму санкций США действовало ограничение на предоставление финансирования на срок более 30 дней.
Запрещено совершение европейскими компаниями и гражданами следующих сделок с Банком:
сделки, прямо или косвенно связанные с акциями или облигациями (схожими инструментами), выпущенными субъектами санкций после 12 сентября 2014 со сроком обращения 30 дней и более;
сделки, прямо или косвенно связанные с инструментами денежного рынка, такими как коммерческие векселя, депозитные сертификаты Банка со сроком обращения 30 дней и более, которые были выпущены после 12 сентября;
предоставление кредитов (займов) в пользу Банка сроком 30 дней и более.
Принятый 2 августа 2017 г. закон США «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) установил экстерриториальный принцип действия санкций по программе «Украина». Таким образом, не американские лица должны также принимать во внимание риски применения к ним санкций (вплоть до блокирующих) за нарушение санкций США по программе «Украина». Согласно статье 228 данного закона и в соответствии с официальными разъяснениями сделки с субъектами секторальных санкций (включая Сбербанк) будут рассматриваться в качестве запрещенных в следующих случаях:
если в сделке с субъектом секторальных санкций принимало участие американское лицо, когда такое лицо должно было бы обратиться в OFAC за разрешением (лицензией);
сделка содержит признаки умышленного обхода / обмана (например, осуществляется сокрытие участников или целей сделки, осуществляются иные действия в обход санкций);
значительность сделки, когда значительность оценивается по 7 приведенным далее факторам:
1) размер, число и частота сделок;
2) характер сделки;
3) осведомлено ли руководство и является ли сделка типичной для организации;
4) связь сделки с субъектами блокирующих санкций;
5) соответствие и влияние сделки на уставные цели организации;
6) содержит ли сделка нечестную практику, вводящую в заблуждение;
7) любой иной фактор, который уполномоченный сотрудник Минфина США посчитает уместным.
Иные страны, принявшие решение о применении экономических санкций
14. Краткое описание санкционных программ
Санкции США и Европейского Союза по программе «Украина»
в марте 2014 г. ЕС и США ввели блокирующие санкции в отношении лиц, связанных с бывшим правительством Украины, а затем и российских юридических и физических лиц из-за ситуации на юго-востоке Украины и в Крыму. В сентябре 2014 г. список санкций значительно расширился*.

Особенностью санкций стало введение специальных ограничений против представителей отдельных секторов российской экономики, а именно: финансового, оборонного и топливно-энергетического (секторальные санкции).

В декабре 2014 г. президент США подписал Указ о введении санкций в отношении предприятий, действующих на территории Республики Крым и г. Севастополь, ограничивающих ведение коммерческой и иной деятельности на полуострове для американских компаний .

Это уникальный набор ограничительных мер, который не входит ни в блокирующие, ни в секторальные санкции, и который предназначен для ограничения деловой активности на полуострове.

В декабре 2014 г. также вступили в силу дополнительные санкции ЕС в отношении Крыма. Как и в случае санкций США, они преследуют цель ограничить деловую активность на полуострове, ограничить вложения в крымскую инфраструктуру и экономику со стороны компаний ЕС. К санкциям присоединился ряд иных государств.

2 августа 2017 г. в США принят закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), который установил экстерриториальный принцип** действия санкций по программе «Украина», ввел новые основания для применения санкций, обязал Президента США в установленные законом порядок и сроки вводить такие санкций согласно определенному перечню (включает блокирующие санкции) и сделал невозможной отмену Президентом США ранее введенных отдельными указами санкций по программе «Украина» без согласования с Конгрессом США.

* Санкции распространяются не только на поименованных в санкционных списках лиц, но и на подконтрольные им компании (доля прямого или косвенного владения 50% и более).
** К примеру, ранее только американские лица не имели права заключать сделки с лицами – субъектами SDN. Теперь санкции могут распространить на граждан любых государств или любые организации за сотрудничество с субъектами SDN / операции с ними в любой валюте.

Санкции в отношении Республики Беларусь
впервые санкции в отношении государственных чиновников были введены ЕС в 2004 г. из-за политических событий в Беларуси. В дальнейшем список санкций был расширен. В 2011 г. был введен запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт в Белоруссию из ЕС оружия и связанных с ним материальных средств. В октябре 2015 г., после освобождения Минском ряда заключенных и проведения президентских выборов в стране, ЕС значительно ослабил санкционный режим. На текущий момент санкции сняты со всех фигурантов списка, кроме четырех человек, которых ЕС считает лично ответственными за исчезновение людей. Со стороны США в 2006 г. были введены санкции, которые предусматривали блокирование собственности и активов десяти руководителей правительства Беларуси, включая президента страны А.Лукашенко. С тех пор указ ежегодно обновляется. Санкции были распространены в отношении ряда подконтрольных правительству компаний. В октябре 2015 г. США выпустили Генеральную Лицензию в отношении девяти белорусских компаний, разрешающую ранее запрещенные транзакции. Данная Лицензия продлена до 30 апреля 2018 г.
Санкции в отношении Ирана
санкции в отношении Ирана действовали в течение длительного периода времени. Санкции были введены со стороны ООН, США и ЕС в ответ на ряд событий, происходивших в Иране. Ужесточение санкций, особенно со стороны США, было связано с ядерной программой Ирана.

Запретительными мерами был введен полный запрет для американских и подконтрольных им лиц на любые операции с Ираном, а также ужесточение контроля над финансовыми организациями, которые ведут дела с иранскими лицами. Санкции распространялись на всех, кто сотрудничает с предприятиями топливного, нефтехимического или газового сектора Ирана, либо помогает нефтяной и газовой промышленности страны приобретать товары, услуги, технологии или элементы инфраструктуры. Ограничения также были введены со стороны ЕС и включали запрет на экспорт технологий и инвестиции в нефтегазовую промышленность Ирана. С 2012 г. практически все банки Ирана были отключены от системы передачи финансовых данных СВИФТ.

16 января 2016 г. санкции, связанные с ядерной программой Ирана, были сняты со стороны ООН, США и ЕС. Ослабление в наименьшей степени коснулось санкций США. США отменены основные запреты и ограничения, распространяющиеся только на неамериканских лиц, так называемые «вторичные санкции». «Первичные санкции» по-прежнему предусматривают полный запрет для американских и подконтрольных им лиц на любые операции с Ираном, за редкими исключениями.
Санкции в отношении КНДР
Санкции отношении КНДР введены со стороны ООН и ЕС с 2006 г. Санкции были введены после ядерных испытаний и запусков баллистических ракет. Глобальные санкции США, связанные с ядерными испытаниями, были введены с 2008 г. В январе 2016 г., после новых испытаний, Совет Безопасности ООН принял резолюцию №2270, серьезно ужесточающую международный санкционный режим в отношении КНДР. Меры, предусмотренные резолюцией, вводят запреты на военно-техническое, торгово-экономическое, банковско-финансовое взаимодействие с КНДР. Запрещается приобретение в КНДР угля, железа и железной руды, золота, титановой и ванадиевой руд, редкоземельных минералов. Запрещается поставка авиатоплива в КНДР за исключением дозаправки на территории третьих стран северокорейских гражданских самолетов. Государствам-членам предписывается замораживать активы учреждений правительства или Трудовой партии КНДР, если у государств есть сведения, что такие активы имеют отношение к ракетно-ядерной деятельности КНДР.
15. Осуществление деятельности в интересах и от имени Сбербанка в условиях санкционных ограничений отдельными категориями работников
В своей деятельности, осуществляемой в интересах и от имени Сбербанка, работник, являющийся гражданином, резидентом США, государства-участника ЕС или иной страны (юрисдикции), которая ввела применимые к такому лицу экономические санкции, или работающий на Банк в указанных выше государствах (юрисдикциях) по трудовому договору со Сбербанком, действующий на территории таких государств или иначе связанный с ними, должен воздерживаться от участия в любой деятельности, которая в условиях введенных экономических санкций может быть связана с применимыми к нему санкционными запретами.

Данная необходимость вызвана тем, что запреты, установленные экономическими санкциями, в том числе, касаются физических лиц – граждан, резидентов государства (юрисдикции), которое ввело санкции, а также лиц с местом работы в таком государстве (юрисдикции).

В этой связи комплаенс подготовлены рекомендации, которые призваны содействовать исполнению вышеназванными категориями работников Банка применимых к ним санкционных запретов, как то:

воздерживаться от присутствия в помещении, участия в совещании, заседании, обсуждении иным способом (в том числе посредством телефонной или видео связи) при рассмотрении вопросов, которые в условиях введенных экономических санкций могут быть связаны с применимыми к работнику санкционными запретами;
воздерживаться от одобрения (путем проставления подписи или иным образом) или отказа в одобрении решений или протоколов заседаний (собраний), на которых рассматривались любые вопросы, которые в условиях введенных экономических санкций могут быть связаны с применимыми к работнику санкционными запретами;
воздерживаться от одобрения (путем проставления подписи или иным образом) или отказа в одобрении предложений, документов или деятельности, в том числе договоров и соглашений, которые в условиях введенных экономических санкций могут быть связаны с применимыми к работнику санкционными запретами, либо с вопросами, которые могут быть связаны с указанными санкциями;
воздерживаться от предоставления рекомендаций или комментариев по вопросам, которые в условиях введенных экономических санкций могут быть связаны с применимыми к работнику санкционными запретами;
сообщать своим руководителям и подчиненным, участвующим в рассмотрении вопросов, которые в условиях введенных экономических санкций могут быть связаны с применимыми к работнику санкционными запретами, о невозможности для него вести работу по указанному вопросу;
воздержаться от публичных выступлений или заявлений по вопросам, которые в условиях введенных экономических санкций могут быть связаны с применимыми к нему санкционными запретами.
16. Участие в международных форумах, конференциях в интересах или от имени Сбербанка
Действующие в отношении Сбербанка секторальные санкции в целом не ограничивают возможность взаимодействия с его работниками и, в частности, не препятствуют посещению работниками Банка международных форумов, конференций (мероприятий иного формата) в интересах или от имени Банка.
Made on
Tilda